Четверг, 01 Октября 20, 19:11Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
Добро пожаловать на наш сайт!
Специальный раздел
Меню
Календарь
«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 39
Вход на сайт
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Игры для речевого развития

ИГРАЕМ ДОМА

Эти игры позволяют преодолеть многие трудности и проблемы, получить желаемый результат в речевом развитии  ребенка, развивают  у детей грамматические способности, помогают  узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.Они объединяет всех участников, развивают чувство юмора и у взрослых и у детей, дают заряд радости, помогают разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Зима – лето.
Жара – холод.
Правда – ложь.
Богач – бедняк.
Горький – сладкий.
Полезный – вредный…

«Волшебная палочка Словарины»
Для игры необходима "волшебная" палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.
Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.
Дом – домик – домище
Мост – мостик – мостище
Дождь – дождик – дождище
Кот – котик – котище…

«Чей хвост, чья голова, уши?»
На большой картинке изображены спрятавшиеся за разными предметами дикие звери. Видны только части тел. Взрослый объясняет: «В лесу гуляли охотники, звери испугались и попрятались. Что увидели охотники?» Ребенок  отвечает: «Охотники увидели лисью голову, заячьи уши, волчий хвост, оленьи рога, барсучий хвост и т. д.)».

«Из чего сделаны?»
Дом из кирпича - кирпичный ;
баба из снега  - снежная
ложка  из дерева -деревянная
ремень из кожи - кожаный
ткань из шёлка- шелковая
шарф из шерсти- шерстяной
яблочный компот из яблок —
гороховый суп из гороха —и т.п.

«Закончи предложение»
Взрослый произносит предложение, не заканчивая его: «В саду созрело много… (слив, яблок, груш и т. п.). В зоопарке живет много… (обезьян, тигров, волков и т. п.). В магазине продается много… (платьев, курток, платков и т. п.). На мебельной фабрике делают много… (стульев, столов, кресел и т. п.)».

«Повара»
На доске картинки с изображениями фруктов и овощей. «Из чего вы сварите компот?» Ответы детей: «Я сварю компот из яблок (груш, слив, персиков и т. п.)».

«Дружная семья»
Взрослый рассказывает историю о дружной семье, в которой было пятеро детей, и просит ответить, сколько в семье детских вещей, если у каждого ребенка была своя кроватка (тумбочка, подушка, полка, куртка, шуба, шапка, одеяло и т. д.).  Ответы детей: «В семье было пять кроваток (тумбочек, подушек, пять пар ботинок и т. д.)».


Комплекс упражнений Ш-Ж-Щ-Ч…

Комплекс упражнений, вырабатывающий

правильный артикуляционный уклад звуков

Ш-Ж-Щ-Ч

 1. «Улыбка» –  улыбнуться, с напряжением обнажить сомкнутые зубы, под счет до 5. Нижняя челюсть не выдвигается вперед.

2. «Хоботок» – губы и зубы сомкнуты, с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой, под счет до 5.

3. «Улыбка» – «Хоботок.

4. «Лопаточка» – улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу (нижняя губа расслаблена, не  натягивается на нижние зубы). Под счет до 5.

5. «Накажем непослушный язычок» – губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика языка до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

6. «Накажем непослушный язычок»  (см. 5 с произнесением пя-пя-пя).

7. «Чашечка» – улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки, нижняя губа не  натягивается на нижние зубы.

8. «Лошадка» – улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт. Нижняя челюсть не подвижна.

9.  «Грибок» - улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу.

10. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.

11. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов, к горлу.  Нижняя челюсть не должна двигаться.

12. «Фокус» - положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам с боков, посередине. Нужно сдуть ватку с кончика носа. Повторить 3-4 раза.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ

1. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов, к горлу.

2. «Качели» – улыбнуться, открыть рот.  На счет раз-два поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть не подвижна.

3. «Чистим верхние зубки» - улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны.

4. «Посчитай верхние зубки» - улыбнуться открыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть не подвижна.

5. «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.

6.  «Грибок» - раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения "Лошадка" язык не должен отрывать­ся от нёба.

7. «Барабан» - улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д.  Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной 1 см.


Эти непослушные звуки…

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков -Л- ЛЬ

1. «Улыбка» – улыбнуться, с напряжением обнажить сомкнутые зубы, под счет до 5. Нижняя челюсть не выдвигается вперед.

2. «Хоботок» – губы и зубы сомкнуты, с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой, под счет до 5.

3. «Улыбка» – «Хоботок».

4. «Лопаточка» – улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу (нижняя губа расслаблена, не натягивается на нижние зубы).

5. «Накажем непослушный язычок» – губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика языка до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

6. «Накажем непослушный язычок» (см. 5 с произнесением ПЯ-ПЯ-ПЯ).

7. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.

8. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов, к горлу.

9. «Качели» – улыбнуться, открыть рот. На счет раз-два поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть не подвижна.

10. «Чистим верхние зубки» - улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны. Выполнять под счет до 7.

11. «Посчитай верхние зубки» - улыбнуться открыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть не подвижна.

12. «Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед-назад, стараясь не

отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось Бл-Бл-Бл. Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

13. «Пароход гудит»- улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь -Ы- .

-ЫЫЫЫ- «пароход гудит». Тёплый воздух выходит по бокам языка. Если при пропевании звука -Ы- слышите мягкий –Ль-, то попросите ребенка ещё больше высунуть язык и зажать не кончик, а среднюю часть языка. 


Комплекс упражнений, вырабатывающий

правильный артикуляционный уклад звуков С-СЬ-З-ЗЬ

1. «Улыбка» – улыбнуться, с напряжением обнажить сомкнутые зубы, под счет до 5. Нижняя челюсть не выдвигается вперед.

2. «Хоботок » – губы и зубы сомкнуты, с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой, под счет до 5.

3. «Улыбка» – «Хоботок».

4. «Лопаточка» – улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу (нижняя губа расслаблена, не натягивается на нижние зубы). Под счет до 5.

5. «Накажем непослушный язычок» – губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика языка до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

6. «Накажем непослушный я зычок» (см. 5 с произнесением пя-пя-пя).

7. «Киска сердится» - улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» - вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

8. «Упрямый ослик» - губы в улыбке рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

Упражнение на развитие дыхания

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу (нижняя губа расслаблена, не натягивается на нижние зубы). Воздух выдыхать на широкий язычок. Воздушная струя идёт посредине языка. Сдувать с ладошки ватку. Повторять  


ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

3-4 ГОДА ВТОРАЯ   МЛАДШАЯ  ГРУППА

Словарь. У детей трех лет непрерывно идет процесс увеличе­ния словаря как активного, так и пассивного. Если в два года у ребенка словарный запас составляет 250—300 слов, то в три года он имеет, как правило, 800—1000 слов.

У детей трех лет наблюдаются неправильности в произноше­нии ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед»—велосипед, «атабиль» — автомобиль); переста­новки в слове слогов («замукальные»—музыкальные); переста­новки в слове звуков («певрый» — первый); пропуски в слове звуков («босой мальчик» — большой мальчик, «девича» — девоч­ка). Иногда дети, чтобы избежать стечения согласных звуков, вводят дополнительные гласные, которые постепенно исчезают («корабель» — корабль, «не зинаю» — не знаю). Взрослый постепенно увеличивает пассивный и активный словарь ребенка, а также приучает его правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре.

Грамматический строй. Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3—4). Фраза постепенно удлиняется и усложняется. В этом возрасте можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: порядок слов в предложении не всегда правилен («я хочу нет» — я не хо­чу), иногда искажается род имен существительных («один ко­лес»), даются неправильные падежные окончания («у меня мно­го подругов»).

Необходимо учить малышей задавать во­просы, а также отвечать на вопросы, пользоваться грамматически правильными формами слов.

Звукопроизношение. Для произношения звуков детьми 3-4 лет характерны некоторые искажения:

1.   Согласные произносятся смягченно («лёзецка» — ло­жечка).

2. Свистящие звуки с, з, ц а) произносятся недостаточно чет­ко;

б) пропускаются («абака» — собака, «амок» — замок);

в) с заменяется ф («фобака» — собака), з—в («вамок — замок), ц—ф («фыпленок — цыпленок;

г) с заменяется т («тобака» — собака); з—д («дамок» — замок), ц—т («тветок» — цветок).

3.   Шипящие звуки ш, ж, ч, щ а) произносятся недостаточнс четко;

б) пропускаются («апка» — шапка, «ук» — жук)

в) ш заменяется с или ф («сапка», «фапка» — шапка); ж—з или в («зук», «вук» — жук), ч — ц или ть («оцки», «отьки»— очки), щ — сь или ть («сетка», «тётка» — щётка).

4.  Звуки л и р

а) пропускаются («ампа» — лампа, «ука»— рука;

б) заменяются звуком ль («лямпа» — лампа, «люка»— рука); 

в)   заменяются й   («ямпа» — лампа,  «юка» — рука).

Учитывая эти недостатки, взрослые должны готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков. 


4-5 ЛЕТ СРЕДНЯЯ ГРУППА 

Словарь. К четырем годам активный словарь достигает 1900—2000 слов. В словаре детей уменьшается количество сокра­щений, перестановок, пропусков, появляется образование слов по аналогии («скобланул»—царапнул). В это время приучают детей активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях;

 учат правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреб­лять слова, обозначающие временные и пространственные поня­тия.

Грамматический строй. У детей четырех лет фразы продолжа­ют удлиняться и усложняться. Речь становится более связной и последовательной. Взрослый приучает ребенка отвечать на воп­росы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, упот­реблять правильные грамматические формы при изменении слов.

Звукопроизношение. У детей средней группы уже более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы, а в связи с этим улучшается и звукопроизно­шение:

1.  Исчезает смягченное произношение согласных звуков.

2.  Многие звуки произносятся более правильно и четко.

3.  Исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д.

4.  Замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, ц ис­чезает.

5.  Шипящие звуки могут произноситься    еще   недостаточно чисто.

6.  Не у всех детей еще имеются звуки л и р. 


5-6 ЛЕТ СТАРШАЯ ГРУППА 

Словарь. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500 - 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего оби­хода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования их произношения. Мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков. Эти яв­ления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах (экскаватор). Взрослые вместе с введением в актив­ный словарь детей новых слов углубляют понимание смысла употребляемых, учат пользоваться словами, выражающими раз­личные смысловые оттенки.

Грамматический строй. У детей пяти-шести лет увеличивает­ся не только словарь, но и фраза. Дети употребляют слова в различных грамматических формах, выражают свои мысли в основном простыми распространенными предложениями; в их предложениях нередко имена существительные заменяются ме­стоимениями.

Звукопроизношение. В возрасте пяти-шести лет ребенок спо­собен замечать особенности произношения у других детей и не­которые недостатки в своей речи. Речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному вос­приятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения звуков:

1) не всегда шипящие произносятся четко;

2) р заменяется л или й;

3) л заменяется л';

4) характерна еще некоторая неус­тойчивость уже имеющихся в речи звуков.

Обычно в возрасте пяти-шести лет дети уже правильно про­износят свистящие (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), звонкие (в, б, г, д) и глухие (ф, п, к, т) звуки, но в речи они их еще могут смешивать, т. е. вместо одного звука употребляют другой («у Ма­ши сарф») Перед взрослыми стоит задача — научить детей правильно произносить все звуки родного языка.


Словарь. Дети старшего дошкольного возраста имеют боль­шой запас слов — 3000—3500. Это преимущественно слова, кото­рые наиболее часто употребляются при общении с окружающи­ми. Несмотря на довольно большой запас слов, речь детей иногда бывает бедна, потому что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, актив­ный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными сло­вами и оборотами.

В процессе работы с детьми взрослый стремится расши­рять запас их слов. Необходимо, чтобы дети сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивали слова из основного словарного фон­да родного языка; усваивали устойчивые сочетания слов доступные для их понимания: на ско­рую руку, ни свет ни заря и др., образное употребление слов: солнце село, дождь идет и др. Взрослый приучает детей ши­роко пользоваться своим запасом слов, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль. Учит правильному произношению многосложных, трудных, но часто употребляемых слов: электричество, аквариум, милиционер и др.

Грамматический строй. К шести годам дети постигают основ­ные закономерности изменения слов и соединения их в пред­ложении. Но в речи старших дошкольников еще встречаются морфологические ошибки, они неправильно изменяют слова по числам и падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов» и др. Задача взрослого — научить детей ясно выражать свои мысли в ответах на вопросы; согласовывать слова в предложении; более полно и правильно строить предложения при рассказах и пересказах; правильно пользоваться союзами и союзными словами в сложно­подчиненных предложениях.

Звукопроизношение. В условиях правильного речевого воспи­тания и при отсутствии органических недостатков речи ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и пра­вильно употребляет их в речи. Иногда у детей еще остается некоторая нечеткость речи, не­брежное произношение звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т. е. они смешивают их при произношении и восприятии на слух. Чаще всего это относится к детям с быстрым темпом речи и нечетким произношением;

к недавно усвоив­шим правильное произношение тех или иных звуков;

к страдаю­щим сложной дислалией;

к детям с задержкой общего развития речи.

К 7 годам нужно научить детей четко произ­носить звуки родного языка; различать и правильно употреблять сходные звуки.

 

Воспитание у детей правильного произношения  Фомичева М.Ф. 


Рекомендации  логопеда по закреплению речевых  навыков у  детей на летний период

Уже совсем скоро Ваши дети станут первоклассниками. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Для успешного обучения ребенка в 1 классе огромное значение имеет развитие мелкой моторики. Поэтому поощряйте стремление ребенка к рисованию, лепке, аппликации, раскрашиванию, штриховке, конструированию.

При раскрашивании и штриховке обращайте внимание на то, чтобы ребенок правильно держал карандаш в руке. Это поможет ему впоследствии правильно держать ручку. Отмечайте и поощряйте аккуратность и чистоту выполнения работы.

Уважаемые родители, не спешите выбрасывать домашнюю логопедическую тетрадь — в ней есть материал, который можно повторять летом. Звуки поставлены и введены в речь, Важно помнить, если не контролировать речь ребёнка, то сформированные навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Исправляйте ошибки в произношении, обязательно давая правильный образец звучания.

Можно приобрести логопедические книги и закреплять звуки с помощью подобранного в книге дидактического материала. Также для автоматизации звука в речи можно использовать скороговорки. Разучите их вместе с ребёнком и устройте соревнование, кто лучше и быстрее произнесёт скороговорку.

Играйте в игры, развивающие фонематический (речевой) слух: «Кто больше придумает слов на заданный звук», «Придумывание слов по цепочке: мак-кот-тигр-рис-слон и т.д.», ·«Хлопни, когда услышишь заданный звук - с» - М-З-В-С-Т-В-Ш-С-Ж-Ф и т.д..

Лето — время отдыха, но не стоит забывать и о книгах. Пусть ребёнок прочитает вслух вам рассказ и не только перескажет его, а скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Хвалите его не за быстрое, а за правильное и осмысленное чтение, тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.

Во время прогулок, поездок  вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Побуждайте ребенка отвечать на вопросы распространенными предложениями. Объясняйте значение новых слов, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь взрослых, их манеру общения.

Помните, все, чем занимается ребенок, должно приносить ему радость и удовлетворение. Не забывайте хвалить ребенка за его успехи и достижения. 


Артикуляционная гимнастика - залог  правильного звукопроизношения

Благодаря хорошей подвижности работы органов артикуляционного аппарата мы правильно произносим  различные звуки. Речедвигательный аппарат-это его подвижные органы - язык, губы, мягкое небо, язычок, нижняя челюсть; неподвижные органы - верхняя челюсть, альвеолы, твердое нёбо и задняя стенка глотки. В звукообразовании также участвуют голосовой аппарат- гортань, ее голосовые связки; дыхательный аппарат - грудная клетка, легкие, диафрагма, мышцы живота и слуховой аппарат.

Точность, сила   этих движений не появляется у ребёнка сразу. Она вырабатывается постепенно, в процессе речевой деятельности.

Чтобы помочь ребёнку выработать правильные движения необходимо проводить артикуляционную гимнастику, которая помогает скорее сформировать систему движений органов речи  при звукопроизношении. Артикуляционная гимнастика –  это совокупность подобранных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики:

выработка правильных движений артикуляционных органов 

укрепление мышц языка, губ, мягкого неба.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными,  в течение 5-7 минут, чередовать с пальчиковой и дыхательной гимнастикой. При отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить ее надо эмоционально в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, ребёнок должен видеть лицо взрослого и свое лицо.

Важно следить за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

•     рассказ взрослого о предстоящем упражнении с  использованием игровых приемов;

•     показ упражнения;

•     выполнение упражнения ребёнком перед зеркалом;

•     проверка правильности выполнения, указание на ошибку;

•     выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

В начале работы может быть напряженность движений не только речевых органов: языка, губ, но и общей моторики рук, ног. Постепенно мышцы расслабляются, напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.

На подготовительном этапе используются два вида упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержании артикуляционной позы.

Динамические упражнения требуют ритмического повторения, координации, хорошей переключаемости.

Комплекс артикуляционных упражнений

Бегемотик

Давай покажем, как бегемотик рот широко открывает. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза. 

Рот пошире открываем, 

В бегемотиков играем: 

Широко раскроем ротик, 

Как голодный бегемотик. 

Закрывать его нельзя, 

До пяти считаю 

А потом закроем рот: 

Отдыхает бегемот.

Лягушка и слоник

 Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз насчёт «раз-два». 

Змея

Давай изобразим змею. Улыбнись, открой рот сильно, высуни язычок изо рта и спрячь (рот не закрывать). Повтори три-четыре раза. 

Подражаем мы  змее, 

Мы с ней будем наравне: 

Высунем язык и спрячем 

Только так, а не иначе.

 Часики

Давай покажем, как работают часики: улыб­нись, открой рот, тянись попеременно то к ле­вому углу рта, то к правому. Повтори пять-десять раз. 

Тик-так, тик-так. 

Язычок качался так, 

Словно маятник часов. 

Ты в часы играть готов?

Месим тесто

Давай покажем, как готовят тесто для бли­нов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА—ТА—ТА—ТА—ТА ..., пошлё­пай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ

Блинчики

Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, поло­жи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт взрослого до пяти-десяти. 

Испекли блинов немножко, 

Остудили на окошке. 

Есть их будем со сметаной, 

Пригласим к обеду маму.

Чистим зубки

Покажи, как язычок чистит зубки: улыб­нись, открой рот, кончиком языка сильно «чи­сти» (води влево-вправо) за нижними зубами под счёт (семь-восемь раз).

Теперь почисти за верхними зубами (рот широко открыт). Не спеши, «чисти» под счёт взрослого.

 Киска сердится

Давай покажем, как киска сердилась и выги­бала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик язы­ка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а бо­ковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до восьми-десяти.

Парус

Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык под­ними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повтори два-три раза 

Лодочка под парусом по реке плывёт, 

На прогулку лодочка малышей везёт.

Маляр

Покажи, как маляр красит крышу. Улыб­нись, открой рот, язык подними вверх и кончи­ком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми. 

Я сегодня утром встал 

И посёлок не узнал: 

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром. 

Если хочешь жить, как в сказке, 

Позови на помощь краски!

Качели

Давай покачаем язычок на качелях: улыбнись, открой рот, на счёт «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — подними язычок за верхние зубы. Повтори пять-шесть раз. 

Сели дети на качели 

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

 А потом назад вернулись.              

Вкусное варенье

Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыб­нись, открой рот, не закрывая рот, «слизы­вай» варенье с верхней губы. Старайся не под­держивать язык нижней губой. 

Блин мы ели с наслажденьем —

 Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать. 

Чашка

Давай превратим язычок в чашку. Улыб­нись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подня­ты, не поддерживай его верхней губой. Удер­живай язычок в таком положении под счёт до пяти-десяти. Повтори три-четыре раза.

 Вкусных мы блинов поели,

 Выпить чаю захотели.

 Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

 Лошадка

Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энер­гично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

 Я весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

 Язычком пощёлкай громко —

Стук копыт услышишь звонкий.

Грибок

Давай сделаем «грибок». Улыбнись, от­крой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт до пяти-десяти (рот всё время широко от­крыт). Если «грибок» не получается, щёл­кай медленно язычком, как лошадка, почувствуй, как язычок «присасывается» к нёбу. 

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

 Мимо мы пройти не сможем,

 Гриб в лукошко мы положим.

Дятел

Давай изобразим, как дятел стучит клю­вом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зуба­ми: Д-Д-Д... Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10-20 секунд. А те­перь постучи вот так: 

Д-дд, Д-дд ...(выделен­ный  звук произноси как можно энергичнее). 

Дятел на стволе сидит, 

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук —

Раздаётся громкий звук.

Заведи мотор

  Давай попробуем завести мотор у машинки. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН—ДЫН—ДЫН... Повторяй медленно, но энергично, затем всё быстрее в течение 10-15 секунд.

 По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулём лихой шофёр,

 «Дын-дын-дын»— гудит мотор