Решаем вместе
Проблемы с госуслугами, медленный интернет или плохая связь? Напишите об этом — Минцифры поможет с решением
Суббота, 13 Августа 22, 15:18
Приветствую Вас, Гость

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ»

_________________________________________________________________________________________________

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

Направленность (профиль) программы                                                     

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «LEGO-конструирование» имеет техническую направленность.

Актуальность программы

Современные дети живут в «век высоких технологий», в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Они легко осваивают информационно-коммуникативные технологии, и традиционными наглядными средствами их, порой, уже сложно удивить.

В настоящее время особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в дошкольном возрасте закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Результатом образовательной деятельности ДОУ сегодня считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС ДО. В связи с этим огромное значение отведено конструированию, способствующее развитию исследовательской, творческой активности детей, умению наблюдать, экспериментировать, а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей.

Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. В соответствии с требованиями ФГОС, образовательная робототехника позволяет реализовать системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный на продукт деятельности.

Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной образовательной программы «LEGO-конструирование», направленной на развитие у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений посредством конструктора «Lego».

Актуальность внедрения Lego-конструирования значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

  • расширяет спектр образовательных услуг и обеспечения вариативных форм дошкольного образования;
  • обогащает сферу личностного развития детей дошкольного возраста, в том числе в естественнонаучном направлении;
  • является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
  • способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества;
  • позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • позволяет ребенку проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др.;
  • объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ;
  • подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

Нормативно-правовые основания разработки программы:

  • Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г.;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • «Концепция развития дополнительного образования детей» (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2);
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.09.2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных общеобразовательных услуг»;
  • Устав МАДОУ «ДС № 2 «Умка».

Данная программа базируется на основе нескольких программ: Комаровой Л.Г. «Строим из LEGO», Мельниковой О.В. «LEGO-конструирование», Куцаковой Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду».

Новизна, педагогическая целесообразность

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность Лего-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей на занятиях по Лего-конструированию, открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Lego-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «Я умею», «Я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

Ведущая идея программы заключается в том, что использование конструктора «Lego» дает ребенку возможность общаться, исследовать и играть.

Педагогическая целесообразность 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Адресат программы: Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Уровень программы: базовый.

Сроки реализации программы: два года.

Программа рассчитана на 2 года обучения (старшая - подготовительная группы), с октября по апрель и предусматривает реализацию разделов через организацию и проведение конструктивных занятий.

Режим занятий: образовательная деятельность по программе начинается 1 октября и заканчиваются 30 апреля. На первой неделе октября проводится мониторинг имеющихся знаний детей по направлению программы.

Время проведения занятий: вторая половина дня.

Продолжительность занятий: 1 раз в неделю.

Длительность занятий: в старшей группе (5-6 лет) - 25 мин. (всего 28 занятий), в подготовительной группе (6-7 лет) - 30 мин. (всего 28 занятий).

Наполняемость группы: 10 детей. Группа формируется исходя из запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Набор в группу начинается с сентября.

Занятия по LEGO-конструированию проводит педагог, имеющий специальное образование.