Решаем вместе
Проблемы с госуслугами, медленный интернет или плохая связь? Напишите об этом — Минцифры поможет с решением
Суббота, 23 Сентября 23, 11:03
Приветствую Вас, Гость

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА»

________________________________________________________________________________________

Основные характеристики дополнительной общеобразовательной программы

Направленность (профиль) программы                                                     

Программа дополнительного образования «Ментальная арифметика» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы

Мы живем в век информационных технологий, когда количество информации постоянно растет. И очень важно грамотно уметь с ней работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя.

Программа дополнительного образования «Ментальная арифметика» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений, позволит формировать, развивать, корректировать у детей эти навыки, а также помочь им легко и радостно включиться в процессе обучения. Задания построены по принципу «от простого к сложному».

Ментальная арифметика - это уникальная методика гармоничного развития умственных способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. 

Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с 4 до 12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным. Кроме того, рабочая программа дополнительного образования способствует развитию логических способностей обучающегося, а также приобретению навыка мыслить нестандартно.

На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется абакус (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса. 

Благодаря курсу ментальной арифметики у детей улучшается зрительная и слуховая память, повышается концентрация и внимательность.

Таким образом, ментальная арифметика способствует:

  • развитию практических навыков логического мышления обучающихся посредством задействования совместной работы левого и правого полушарий головного мозга;
  • наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала, исходя из природных способностей детей;
  • развитию уверенности в собственных силах.

Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике являются включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга. 

Развитые интеллектуальные способности детей являются прочной основой для успешной учебы и творческого развития. 

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Занятия по программе помогают натренировать нейронные связи головного мозга, развивать скорость и качество мышления.

Программа доступна для каждого ребенка и не требует наличие у него хорошо развитых математических способностей. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное - интерес к дальнейшему изучению математики, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой школьной программы.

Нормативно-правовые основания разработки программы:

  • Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г.;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • «Концепция развития дополнительного образования детей» (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2);
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.09.2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных общеобразовательных услуг»;
  • Устав МАДОУ «ДС № 2 «Умка».

Данная программа базируется на основе программы «Ментальная арифметика. Нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников» (Маулешева А., Сырланова С.Т.).

Новизна, педагогическая целесообразность

Новизна программы предполагает интегрированный подход к обучению детей дошкольного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа на специальных счетах.  

Обучение по данной программе позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики. Дети, прошедшие курс по данной программе, с легкостью смогут складывать и вычитать как однозначные, двузначные, так и трехзначные числа. Но это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности человека.   

Педагогическая целесообразность 

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что ее основная идея в гармоничном развитии детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей.

На занятиях не все время отводится только ментальному счету. Детей учат общаться друг с другом, танцевать, петь, читать стихи. Одним словом, на основе методики идет постоянное развитие обоих полушарий головного мозга.

Счет происходит с помощью абакуса демонстрационного (большого) и ученического (маленького), на них имеются косточки, при работе с которыми развивается мелкая моторика рук, способствующая интеллектуальному развитию ребенка.

Адресат программы: Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Уровень программы: ознакомительный.

Сроки реализации программы: два года.

Программа рассчитана на 2 года обучения (старшая - подготовительная группы), с октября по апрель и предусматривает реализацию разделов через организацию и проведение познавательных занятий.

Режим занятий: образовательная деятельность по программе начинается 1 октября и заканчиваются 30 апреля.

Время проведения занятий: вторая половина дня.

Продолжительность занятий: 1 раз в неделю.

Длительность занятий: в старшей группе (5-6 лет) - 25 мин. (всего 28 занятий), в подготовительной группе (6-7 лет) - 30 мин. (всего 28 занятий).

Наполняемость группы: 10 детей. Группа формируется исходя из запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Набор в группу начинается с сентября.

Занятия по ментальной арифметике проводит педагог, имеющий специальное образование.