ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА» ________________________________________________________________________________________ Основные характеристики дополнительной общеобразовательной программы Направленность (профиль) программы Программа дополнительного образования «Ментальная арифметика» имеет социально-педагогическую направленность. Актуальность программы Мы живем в век информационных технологий, когда количество информации постоянно растет. И очень важно грамотно уметь с ней работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя. Программа дополнительного образования «Ментальная арифметика» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений, позволит формировать, развивать, корректировать у детей эти навыки, а также помочь им легко и радостно включиться в процессе обучения. Задания построены по принципу «от простого к сложному». Ментальная арифметика - это уникальная методика гармоничного развития умственных способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с 4 до 12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным. Кроме того, рабочая программа дополнительного образования способствует развитию логических способностей обучающегося, а также приобретению навыка мыслить нестандартно. На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется абакус (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса. Благодаря курсу ментальной арифметики у детей улучшается зрительная и слуховая память, повышается концентрация и внимательность. Таким образом, ментальная арифметика способствует:
Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике являются включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга. Развитые интеллектуальные способности детей являются прочной основой для успешной учебы и творческого развития. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Занятия по программе помогают натренировать нейронные связи головного мозга, развивать скорость и качество мышления. Программа доступна для каждого ребенка и не требует наличие у него хорошо развитых математических способностей. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное - интерес к дальнейшему изучению математики, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой школьной программы. Нормативно-правовые основания разработки программы:
Данная программа базируется на основе программы «Ментальная арифметика. Нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников» (Маулешева А., Сырланова С.Т.). Новизна, педагогическая целесообразность Новизна программы предполагает интегрированный подход к обучению детей дошкольного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа на специальных счетах. Обучение по данной программе позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики. Дети, прошедшие курс по данной программе, с легкостью смогут складывать и вычитать как однозначные, двузначные, так и трехзначные числа. Но это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности человека. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что ее основная идея в гармоничном развитии детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. На занятиях не все время отводится только ментальному счету. Детей учат общаться друг с другом, танцевать, петь, читать стихи. Одним словом, на основе методики идет постоянное развитие обоих полушарий головного мозга. Счет происходит с помощью абакуса демонстрационного (большого) и ученического (маленького), на них имеются косточки, при работе с которыми развивается мелкая моторика рук, способствующая интеллектуальному развитию ребенка. Адресат программы: Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Уровень программы: ознакомительный. Сроки реализации программы: два года. Программа рассчитана на 2 года обучения (старшая - подготовительная группы), с октября по апрель и предусматривает реализацию разделов через организацию и проведение познавательных занятий. Режим занятий: образовательная деятельность по программе начинается 1 октября и заканчиваются 30 апреля. Время проведения занятий: вторая половина дня. Продолжительность занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий: в старшей группе (5-6 лет) - 25 мин. (всего 28 занятий), в подготовительной группе (6-7 лет) - 30 мин. (всего 28 занятий). Наполняемость группы: 10 детей. Группа формируется исходя из запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Набор в группу начинается с сентября. Занятия по ментальной арифметике проводит педагог, имеющий специальное образование. |