ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Программа дополнительного образования ПО КУРСУ «Цветная логика» («Блоки Дьенеша») ________________________________________________________________________________________ основные характеристики дополнительной общеобразовательной программы
1.1. Пояснительная записка Направленность (профиль) программы Образовательная программа дополнительного образования по курсу «Цветная логика» («Блоки Дьенеша») имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность проблемы Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей четырех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Нормативно-правовые основания разработки программы: • Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г.; • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); • «Концепция развития дополнительного образования детей» (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р; • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2); • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28); • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.09.2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных общеобразовательных услуг»; • Устав МАДОУ «ДС № 2 «Умка». Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 3 – 4 лет. Новизна, педагогическая целесообразность. Новизна программы предполагает интегрированный подход к обучению детей дошкольного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа со специальными логическими блоками. Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что ее основная идея в гармоничном развитии детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. На занятиях блоки используются и как предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр, детей учат общаться друг с другом, танцевать, петь, читать стихи. Одним словом, на основе методики идет постоянное развитие обоих полушарий головного мозга. Адресат программы: Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года). Уровень программы: ознакомительный. Сроки реализации программы: один год. Режим занятий: образовательная деятельность по программе начинается 1 октября и заканчиваются 30 апреля. Время проведения занятий: вторая половина дня. Продолжительность занятий: 2 раза в неделю. Длительность занятий: во второй младшей группе (3-4 лет) – 15 мин. (всего 56 занятий). Наполняемость группы: 10 детей. Группа формируется исходя из запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Набор в группу начинается с сентября. Занятия по курсу «Цветная логика» («Блоки Дьенеша») проводит педагог, имеющий специальное образование. |