Четверг, 16 Сентября 21, 18:33
Приветствую Вас, Гость

дополнительная общеобразовательная

Программа «ЛОГОВИЧОК»

с использованием метода биологической обратной связи "БОС"

для детей старшего дошкольного возраста

________________________________________________________________________________________

основные характеристики дополнительной общеобразовательной программы

 

1.1. Пояснительная записка

Проблемы диагностики, коррекции, а также профилактики речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Их решение требует разработки и практического применения новых подходов, использования в логопедической работе новых современных информационно-коммуникативных и логотерапевтических технологий, а также логопедического сопровождения детей на ступени дошкольного и начального школьного образования.

Программа дополнительного образования «Логовичок» с использованием метода биологической обратной связи "БОС" разработана в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года);
  • «Законом об образовании РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 23.07.2013);
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 22 июля 2010 г. № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);
  • Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Уставом МАДОУ «ДС № 2 «Умка».

Направленность программы

       Программа здоровьесберегающей и коррекционной направленности ориентирована на укрепление общего здоровья, развитие диафрагмально-релаксационного дыхания, формирование функционального состояния, совершенствования и коррекции речи.

Уровень программы

Уровень программы - базовый.

Освоение программного материала данного уровня предполагает выработку у учащихся навыка диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД), остановку плавного равномерного удлиненного выдоха (на основе диафрагмально-релаксационного дыхания), поэтапное совершенствование и коррекцию речевой функции.

Новизна программы

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Абдеев Р.Ф., 1994; Беспалько В.П., 2002; Машбиц Е.И., 1988; Кукушкина О.И., 1994; Филатова И.А., 1993 и др.).

Современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей.

Последние достижения медицины, физиологии и электроники создали базу для принципиально нового немедикаментозного направления в исправлении нарушенных функций организма - метода биологической обратной связи (БОС).

Актуальность программы

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей. Необходимо расширить сеть логопедической помощи, сделать ее более эффективной, ранней, осуществляя не с пяти лет, как сложилась в практике, а по мере выявления речевой патологии - с двух-трех лет.

Отсутствие или несвоевременная логопедическая помощь детям дошкольного возраста с нарушениями в речевом развитии приводит к развитию нарушений чтения и письма (дисграфия и дислексия) у детей младшего и среднего школьного возраста, что ведет к снижению школьной мотивации и формированию комплекса не успешности.

Работа по коррекции речевых нарушений потребовала поиска оптимальных способов организации коррекционного процесса, а также использование современных информационно-коммуникативных и логотерапевтических технологий.

 

Отличительная особенность программы

Дошкольникам с речевой патологией необходимо формировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания, т.к. он является базой такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

Для решения этих вопросов, разработана дополнительная образовательная программа «Логовичок» с использованием метода биологической обратной связи «БОС»

Метод БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма - ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т.д. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм. Таким образом, ребенок с помощью приборов БОС видит, слышит и осмысливает то, что от него скрыто природой: внутренних органов и систем своего организма.

Если ребенку объяснить, дать инструкцию, что надо делать, то он может сознательно управлять работой некоторых органов или систем. Изменения в работе организма (через датчики, связанные с компьютером) тотчас отображаются на экране - меняются цифры показаний, изменяются графики. Чтобы отрегулировать, настроить работу определенных систем или органов, специалисту-логопеду необходимо сознательно с помощью биологической обратной связи изменить информацию на экране монитора в нужном направлении.

Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами. Они учатся управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру на компьютере. Важно и то, что сам прибор не оказывает отрицательного влияния на организм ребенка при проведении сеанса.  

Через некоторое время навык оздоровления закрепляется настолько, что ребенку уже не требуется помощь компьютера. Он сам, используя выработанные умения, может исправить работу любого органа или системы своего организма.

Адресат программы

Программа дополнительного образования «Логовичок» ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и имеет коррекционную направленность через использование метода биологической обратной связи.

Относительными противопоказаниями являются:

  • возраст ребенка младше 5 лет;
  • соматические заболевания;
  • острые инфекционные заболевания.

Коррекционная работа по методу БОС проводится учителем-логопедом, имеющим специальное образование.

Общая наполняемость группы - 7 человек.

Срок реализации программы и объем учебных часов

Срок обучения - 1 год.

Занятия проходят 1 раз в неделю, общее количество занятий - 28.

Объем программы: 28 часов.

Форма обучения

Форма обучения - очная.

Режим занятий

Общее количество часов в неделю - 1 час.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, общая продолжительность сеанса БОС для детей старшего дошкольного возраста составляет: старшая группа - 25 мин., включая периоды отдыха.

 

1.2. Цели и задачи программы

Цель: Оказание логопедической помощи детям с речевой патологией, направленной на коррекцию и компенсацию речевых нарушений через использование метода биологической обратной связи.                 

Задачи:

1. Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца, как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма.

2. Налаживание речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхание, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе). Профилактика нарушений функционирования голоса и речи.

3. Коррекция и компенсация речевых нарушений у детей дошкольного возраста. 

4. Оказание общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм ребенка.

5. Формирование психолого-логопедической компетентности родителей.

6. Развитие интереса у детей к современным компьютерным технологиям.