ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «разноцветное детство» _________________________________________________________________________________________________ основныЕ характеристикИ программы Пояснительная записка В дошкольный период происходят интенсивное интеллектуальное развитие и рост ребенка. Именно в это время формируется его умственный и эмоциональный интеллект-основа для дальнейшей успешной адаптации в социуме. Полноценное интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка обеспечивается только за счет поддержки взрослых. Только они смогут контролировать, корректировать и формировать те личные качества, которые помогут ребенку эффективно взаимодействовать с людьми, адекватно реагировать на ситуации и встающие перед ним задачи. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20%, а от коэффициента эмоционального развития - почти на 80%. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей не может в жизни быть успешным человеком. Наш мозг устроен таким образом, что мы являемся в первую очередь эмоциональными существами, поэтому наша первая реакция на происходящее с нами событие всегда будет эмоциональной. Никто из нас не может контролировать эту часть процесса, но мы способны контролировать мысли, возникающие после появления эмоции, и именно от нас зависит, как мы будем реагировать на эту эмоцию - после того, как поймем, в чем она состоит. Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике, об этом писали многие ученые, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека. Чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами жизни, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоциональное состояние можно прочитать на лице, в позе, в жестах. Но при всем этом, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется особое внимание в отличие от интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем - интеллектуальной и эмоциональной, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. При этом стоит отметить, что современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других людей; поэтому так своевременна и важна работа, направленная на развитие способности понимать свои чувства и чувтсва других, умение справляться с эмоциями. Современные научные исследования показали, что развитый эмоциональный интеллект у ребенка помогает ему решать сложные задачи и справляться с конфликтными ситуациями. Таким образом, понимание как своих, так и чужих эмоций, и чувств являются важным моментом в становлении личности растущего человека. Программа дополнительного образования «Разноцветное детство» основывается на позиции ученых (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, С.Л. Рубинштейн, М.М. Веккер), которые считают, что эмоции и чувства играют важную роль в жизни человека, помогая воспринимать действительность и адекватно реагировать на нее. Таким образом, задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно, достаточно высокий уровень развития его эмоционального интеллекта, социальной ориентации и нравственной позиции. Дополнительная программа «Разноцветное детство» имеет социально- гуманитарную направленность и ориентирована на формирование у детей 4-5 лет представлений об эмоциональном мире человека через различные формы арт-терапии (сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, цветотерапия), на повышение уровня социальной компетентности, воспитание эмоций и эмоционального интеллекта, для общего развития и социализации ребенка. С одной стороны - дети научатся осознавать себя, свои эмоции и потребности, спокойно и конструктивно воспринимать критику, понимать эмоции и потребности окружающих, а также причины их возникновения, доброжелательно и эффективно взаимодействовать с окружающими, что повлияет на повышение самооценки детей, улучшит их социализацию и снизит конфликтность. С другой стороны, у детей повысится мотивация к познанию, это поможет легче и эффективнее воспринимать им новую информацию, осваивать любой образовательный материал. Программа составлена в целях реализации Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:
Уровень программы - стартовый. Освоение программного материала предполагает получение детьми первоначальных знаний о мире эмоций и чувств. С одной стороны-дети научатся осознавать себя, свои эмоции и потребности, спокойно и конструктивно воспринимать критику, понимать эмоции и потребности окружающих, а также причины их возникновения, доброжелательно и эффективно взаимодействовать с окружающими, что повлияет на повышение самооценки детей, улучшит их социализацию и снизит конфликтность. С другой стороны, у детей повысится мотивация к познанию, это поможет легче и эффективнее воспринимать им новую информацию, осваивать любой образовательный материал. Актуальность программы В дошкольном возрасте активируются познавательные процессы в межличностном общении, ребенок овладевает навыками человеческих взаимоотношений через общение с близкими людьми, через игровое взаимодействие со сверстниками. Такое общение особо значимо в становлении эмоциональной сферы, что способствует развитию познавательных способностей ребенка. Возраст 4-5 лет-это возраст детей, который благоприятен для развития и становления эмоционального интеллекта. В этот период важно прививать так называемые полезные эмоциональные привычки-навыки, связанные с получением и проявлением эмоциональных состояний, что в будущем способствует развитию гармоничной личности. На пятом году жизни у детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Дошкольник среднего возраста нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Если ребенок не реализует свою потребность в общении, то в течение некоторого времени это может привести к личностным деформациям. Ребенок данного возраста отличается довольно высокой возбудимостью, слабостью тормозных процессов, поэтому ему требуется частая смена деятельности. Это помогает ребенку восстановить силы и успокоиться. Дети среднего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Но для того, чтобы научиться различать эмоции и быть эмоционально отзывчивыми им требуется помощь взрослого. В этом случае необходимо побуждать детей эмоционально раскрываться, учить понимать свои эмоции и «читать» эмоции других людей. Л.С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце», наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на интеллектуальное развитие, сейчас это как никогда актуально. Направленность воспитания и обучения в большей мере на интеллектуальную сферу, появление новейших технологий (дети стали все больше предпочитать живое общение современным гаджетам), способствует потере чувственности у детей. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционального интеллекта, очень важна и актуальна в современном обществе. Адресат программы Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Сроки реализации программы: один год (с октября по апрель). Время проведения занятий: вторая половина дня. Продолжительность занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий: в средней группе (дети 4-5 лет) - 20 мин. Всего 28 занятий. Форма: подгрупповые занятия (5-6 человек). Программа реализуется педагогом-психологом, имеющим высшее профессиональное образование и опыт работы с детьми дошкольного возраста. Цель и задачи программы Цель программы: развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством арт-технологий. Задачи:
|