ПРОГРАММА дополнительного образования «ТОМАТИС» (Формирование и развитие всех сторон речи через звуковую аудиостимуляцию) ______________________________________________________________________________________ Пояснительная записка Интеллектуальный капитал ребенка - важная составляющая развития. Поэтому многие родители еще до школы стремятся отдать своего ребенка в какой-либо развивающий центр, а перед первым классом начинают активно готовиться к школьному обучению, посещая подготовительные курсы и изучая основные школьные предметы. Но акцентируя свое внимание только на интеллектуальной подготовке ребенка, родители иногда упускают из виду эмоциональную и социальную составляющие, включающие в себя такие навыки, от которых существенно зависят будущие успехи. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слышать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе группы, например, детского сада или группы по подготовке к школе. Все эти элементы социальной зрелости и есть тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, письму, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик. Ребенок, у которого не развит «фундамент», не готов к школьному обучению. Он не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь: они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У такого ребенка нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, не требующим проявления инициативы. Помимо развития социальных компетенций очень важным моментом является укрепление нервной системы, а также развитие игровой деятельности и сенсорно-моторных ощущений, любознательности и интереса к получению знаний. Также в настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания условий для образования и жизнедеятельности лиц с ОВЗ. Исходя из перечисленнго выше, все более активно разрабатываются и внедряются в систему педагогической работы инновационные технологии, позволяющие добиваться более высоких результатов в развитии и обучении детей. Ученые доказали, что причины данных проблем лежат в незрелости определенных структур мозга и детям требуется больше времени для усвоения нового материала и определенной коррекционной работы для дальнейшего успешного развития и обучения. Для решения этих вопросов, разработана дополнительная образовательная программа «Томатис», с использованием технического оснащения метода «Томатис». Программа дополнительного образования «Томатис» основывается на аудиотренировках с использованием специальных устройств, стимулирующих функцию мозга, развивают его способность к эффективной обработке сенсорной информации и разработана в соответствии с:
Программа дополнительного образования «Томатис» ориентирована на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет и имеет профилактическую, развивающую, обучающую и что особо ценно, коррекционную направленность. Курс «Томатис» проводит специалист - учитель-дефектолог, имеющий специальное образование. Занятия проходят 1 раз в неделю, общее количество занятий - 24. Продолжительность занятий - 30 минут. Наполняемость группы - 4-6 человек. Реализация программы рассчитана на 2 года. Первый год обучения включает в себя три сессии:
Второй год обучения включает в себя следующие три сессии:
Актуальность программы Сегодня многие родители стремятся дать своим детям все самое лучшее, в том числе качественное образование. Лицеи и гимназии, репетиторы и дополнительные занятия, иностранные языки и методики раннего развития, все это направляется на ребенка, чтобы сделать его эрудированным, образованным и успешным. А готов ли ребенок к такому темпу развития? Часто дети плохо воспринимают речь, хотя и хорошо слышат. Или понимают частично. Или понимают, но не сразу. Это проблема, связанная с нарушением обработки слуховой информации приводит к проблемам в обучении и общении, повышенной утомляемости, сниженной концентрации внимания, неадекватному поведению, нестабильному эмоциональному состоянию. Занятия по программе «Томатис» позволяют решить многие проблемы. Данная тренировка укрепляет нервную систему ребенка и делает ее пластичнее. Благодаря этому ребенок становится более раскрепощенным, общительным и уверенным в себе и своих силах, что, в свою очередь, значительно ускоряет процесс адаптации к новым и непривычным условиям. Методологическая основа программы Программа «Томатис» помогает развить сенсорные, двигательные способности ребенка, а также улучшить процессы восприятия, слуховое внимание, речь, память, произвольность, способность к коммуникации и общую обучаемость. А. Томатис - французский врач и ученый, который экспериментально обосновал свой авторский метод и определил его как педагогику слушания. Томатис установил тесную связь между процессом слушания и психическими процессами, такими как речь, внимание, память, эмоции, работоспособность и др. Исходя из этих данных, он сделал вывод, что исправляя процесс слушания, который у многих людей искажен, можно влиять на работу высших психических функций и на психическую деятельность в целом. В основе метода - звуковое воздействие посредством специального прибора, через который поступает звук определенных частот. Цель этого звука качественно улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую через слуховой анализатор. Практиковать этот уникальный метод могут только узкопрофильные специалисты, прошедшие профессиональную подготовку в компании Томатис, являющейся единственным правообладателем этой товарной марки: логопеды, психологи, дефектологи, педагоги, врачи. Для проведения занятий по данному методу необходимо специализированное оборудование, которое также разработал А. Томатис и назвал его «электронное ухо». Во время сеанса через специальные наушники, в которые встроен вибратор костной проводимости, ухо получает воздушные и костные звуковые стимуляции. Различные, заранее заданные настройки (электронные переключения между потоками, задержки, частотные фильтры, латеральности и другие, запрограммированные с помощью специального оборудования эффекты) позволяют создать целые комплексы упражнений для мышц и клеток вестибулярно-слухового органа, заставляя эволюционировать процесс слушания. Таким образом, метод «Томатис» - это определенная система аудиовокальных тренировок. В качестве материала для звуковой обработки используются произведения классической музыки, в ряде программ для детей используется голос матери ребенка. В аудиотренировках используются специальным образом обработанные скрипичные концерты Моцарта. Контрастность, непредсказуемое изменения тембра и интенсивности звука "удивляет" мозг. Действие метода похоже на гимнастику для мышц уха, поскольку благодаря многократному повторению и нарастающей мобилизации мышц улучшается процесс передачи информации в головной мозг. Обеспечивается превращение акустической вибрации в электрический импульс. Внутреннее ухо стимулирует активность головного мозга и заряжает энергией тело. А все мыслительные процессы становятся более эффективными и продуктивными. Сессии аудиотренировок «Томатис» стимулирует работу мозга. Эффект метода основан на стимуляции участков мозга, участвующих в расшифровке и анализе звуковых сигналов, а также участков, отвечающих за способность к движению, сохранению равновесия и координации. Благодаря этому после прохождения курса мыслительные процессы становятся быстрыми и эффективными. Ребенок затрачивает меньше усилий и энергии на выполнение всего того, что он делает обычно. Это помогает ему раскрывать новые грани таланта и дает толчок к еще большему развитию. Есть большая разница между умением «слушать» и способностью «слышать». Слух - это способность улавливать звуковые волны, а слушание - это сложный процесс обработки принятой информации. Неоднократные аудиотренировки с использованием специальных устройств, стимулирующих функцию мозга, развивают его способность к эффективной обработке сенсорной информации, что особенно важно для детей с задержками в развитии (ЗПР, ЗРР), проблемами обучаемости, нарушением концентрации внимания, нарушениями устной и письменной речи (алалия, заикание, дизартрия, дислексия, дизграфия), нарушениями эмоцинально-волевой сферы, аутизмом, синдромом Дауна. В этом случае мы говорим, что ухо учится слЫшать. Наиболее заметные улучшения у детей происходят по следующим показателям:
К тому же, программа «Томатис» гарантирует долговечные результаты. Это объясняется тем, что эффективность занятий обеспечивается не выработкой условного рефлекса, а восстановлением нейронных связей. Поэтому можно утверждать, что запущенные механизмы развития не только сохраняют результаты, достигнутые в процессе аудиотренировок, но и продолжается их прогресс. Сама методика проводится на запатентованном и лицензированном в Европе и России приборе Талксап/TalksUp с символом латинской буквы R в кружочке TalksUp®. Это портативная версия Метода Томатис/ MéthodeTomatis®. Пакет Талксап/ TalksUp® включает в себя: 1 электронное Ухо Талксап/ TalksUp® с программой и музыкой, 1 проводные наушники TalksUp® с костной проводимостью (докупить можно и беспроводные), а также зарядное устройство, технологическую инструкцию и 2 сумки для транспортировки. Примерно каждые 2 года проходит модернизация прибора и усовершенствование программ. Современное Электронное Ухо TalksUp® и программы прослушивания разительно отличаются от тех, что были созданы в 90-е годы. Они базируются на современных нейрофизиологических открытиях и технических возможностях. Эти приборы именные - под каждого обученного специалиста. Во время сеанса можно/рекомендуется: заниматься любой творческой деятельностью, кроме музицирования (рисование, лепка, аппликация, танцы); играть (кроме видеоигр); заниматься спортивными упражнениями. Во время прослушивания нельзя/не рекомендуется: заниматься тем, что способствует эмоциональным переживаниям (в том числе просмотр мультфильмов, видеоигры); читать; много общаться; быть в шумной или тревожной обстановке; слушать другие источники звука. Противопоказания Терапия по методу Альфреда Томатиса противопоказана при следующих состояниях:
Других противопоказаний не выявлено. В некоторых случаях после сеанса могут возникать проблемы со сном, аппетитом, поведением, но они исчезают в течение 1-2 недель. Цели и задачи программы Цель: Создание условий для успешного дальнейшего обучения детей дошкольного возраста, через аудистимулирующие тренировки и специально подобранные упражнения на развитие познавательных процессов и мелкой моторики. Задачи:
Методы воспитательно-образовательного процесса Практические методы:
Игровые методы:
Словестные методы:
Принципы реализации программы Дополнительная образовательная программа «Томатис» строится с учетом:
Ожидаемые результаты
Программа позволяет каждому ребенку лучше воспринимать речь и запоминать полезную информацию, например, у многих из них проявится способности к языкам, они начинают учиться с большим удовольствием, так как учеба дается легче, они чувствуют себя более уверенными, умеют управлять своим голосом, эмоциями. У них быстрее развивается речь, мелкая и крупная моторика, воображение, мышление, память. |