Четверг, 29 Июля 21, 13:24
Приветствую Вас, Гость

ПРОГРАММА дополнительного образования

«ТОМАТИС»

(Формирование и развитие всех сторон речи

через звуковую аудиостимуляцию)

______________________________________________________________________________________

Пояснительная записка

Интеллектуальный капитал ребенка - важная составляющая развития. Поэтому многие родители еще до школы стремятся отдать своего ребенка в какой-либо развивающий центр, а перед первым классом начинают активно готовиться к школьному обучению, посещая подготовительные курсы и изучая основные школьные предметы. 

Но акцентируя свое внимание только на интеллектуальной подготовке ребенка, родители иногда упускают из виду эмоциональную и социальную составляющие, включающие в себя такие навыки, от которых существенно зависят будущие успехи. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слышать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации.

Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе группы, например, детского сада или группы по подготовке к школе.

Все эти элементы социальной зрелости и есть тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, письму, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.

Ребенок, у которого не развит «фундамент», не готов к школьному обучению. Он не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь: они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У такого ребенка нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, не требующим проявления инициативы.

Помимо развития социальных компетенций очень важным моментом является укрепление нервной системы, а также развитие игровой деятельности и сенсорно-моторных ощущений, любознательности и интереса к получению знаний. 

Также в настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания условий для образования и жизнедеятельности лиц с ОВЗ.

Исходя из перечисленнго выше, все более активно разрабатываются и внедряются в систему педагогической работы инновационные технологии, позволяющие добиваться более высоких результатов в развитии и обучении детей.

Ученые доказали, что причины данных проблем лежат в незрелости определенных структур мозга и детям требуется больше времени для усвоения нового материала и определенной коррекционной работы для дальнейшего успешного развития и обучения.  

Для решения этих вопросов, разработана дополнительная образовательная программа «Томатис», с использованием технического оснащения метода «Томатис».

Программа дополнительного образования «Томатис» основывается на аудиотренировках с использованием специальных устройств, стимулирующих функцию мозга, развивают его способность к эффективной обработке сенсорной информации и разработана в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года);
  • «Законом об образовании РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 23.07.2013);
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 22 июля 2010 г. № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);
  • Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
  • Уставом МАДОУ «ДС № 2 «Умка».

Программа дополнительного образования «Томатис» ориентирована на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет и имеет профилактическую, развивающую, обучающую и что особо ценно, коррекционную направленность.

Курс «Томатис» проводит специалист - учитель-дефектолог, имеющий специальное образование.

Занятия проходят 1 раз в неделю, общее количество занятий - 24.

Продолжительность занятий - 30 минут.

Наполняемость группы - 4-6 человек.

Реализация программы рассчитана на 2 года.

Первый год обучения включает в себя три сессии:

  • улучшение эмоционального и психического состояния;
  • развитие речи;
  • развитие и улучшение координации движений.

Второй год обучения включает в себя следующие три сессии:

  • развитие коммуникативных качеств;
  • развитие интеллекта;
  • развитие качества голоса.

Актуальность программы

Сегодня многие родители стремятся дать своим детям все самое лучшее, в том числе качественное образование. Лицеи и гимназии, репетиторы и дополнительные занятия, иностранные языки и методики раннего развития, все это направляется на ребенка, чтобы сделать его эрудированным, образованным и успешным.

А готов ли ребенок к такому темпу развития?

Часто дети плохо воспринимают речь, хотя и хорошо слышат. Или понимают частично. Или понимают, но не сразу. Это проблема, связанная с нарушением обработки слуховой информации приводит к проблемам в обучении и общении, повышенной утомляемости, сниженной концентрации внимания, неадекватному поведению, нестабильному эмоциональному состоянию.

Занятия по программе «Томатис» позволяют решить многие проблемы. Данная тренировка укрепляет нервную систему ребенка и делает ее пластичнее. Благодаря этому ребенок становится более раскрепощенным, общительным и уверенным в себе и своих силах, что, в свою очередь, значительно ускоряет процесс адаптации к новым и непривычным условиям.

 

Методологическая основа программы

Программа «Томатис» помогает развить сенсорные, двигательные способности ребенка, а также улучшить процессы восприятия, слуховое внимание, речь, память, произвольность, способность к коммуникации и общую обучаемость.

А. Томатис - французский врач и ученый, который экспериментально обосновал свой авторский метод и определил его как педагогику слушания.

Томатис установил тесную связь между процессом слушания и психическими процессами, такими как речь, внимание, память, эмоции, работоспособность и др. Исходя из этих данных, он сделал вывод, что исправляя процесс слушания, который у многих людей искажен, можно влиять на работу высших психических функций и на психическую деятельность в целом.

В основе метода - звуковое воздействие посредством специального прибора, через который поступает звук определенных частот. Цель этого звука качественно улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую через слуховой анализатор.

Практиковать этот уникальный метод могут только узкопрофильные специалисты, прошедшие профессиональную подготовку в компании Томатис, являющейся единственным правообладателем этой товарной марки: логопеды, психологи, дефектологи, педагоги, врачи.

Для проведения занятий по данному методу необходимо специализированное оборудование, которое также разработал А. Томатис и назвал его «электронное ухо». Во время сеанса через специальные наушники, в которые встроен вибратор костной проводимости, ухо получает воздушные и костные звуковые стимуляции. Различные, заранее заданные настройки (электронные переключения между потоками, задержки, частотные фильтры, латеральности и другие, запрограммированные с помощью специального оборудования эффекты) позволяют создать целые комплексы упражнений для мышц и клеток вестибулярно-слухового органа, заставляя эволюционировать процесс слушания. Таким образом, метод «Томатис» - это определенная система аудиовокальных тренировок.

В качестве материала для звуковой обработки используются произведения классической музыки, в ряде программ для детей используется голос матери ребенка. В аудиотренировках используются специальным образом обработанные скрипичные концерты Моцарта. Контрастность, непредсказуемое изменения тембра и интенсивности звука "удивляет" мозг. Действие метода похоже на гимнастику для мышц уха, поскольку благодаря многократному повторению и нарастающей мобилизации мышц улучшается процесс передачи информации в головной мозг. Обеспечивается превращение акустической вибрации в электрический импульс. Внутреннее ухо стимулирует активность головного мозга и заряжает энергией тело. А все мыслительные процессы становятся более эффективными и продуктивными.

Сессии аудиотренировок «Томатис» стимулирует работу мозга. Эффект метода основан на стимуляции участков мозга, участвующих в расшифровке и анализе звуковых сигналов, а также участков, отвечающих за способность к движению, сохранению равновесия и координации. Благодаря этому после прохождения курса мыслительные процессы становятся быстрыми и эффективными. Ребенок затрачивает меньше усилий и энергии на выполнение всего того, что он делает обычно. Это помогает ему раскрывать новые грани таланта и дает толчок к еще большему развитию.

Есть большая разница между умением «слушать» и способностью «слышать». Слух - это способность улавливать звуковые волны, а слушание - это сложный процесс обработки принятой информации.

Неоднократные аудиотренировки с использованием специальных устройств, стимулирующих функцию мозга, развивают его способность к эффективной обработке сенсорной информации, что особенно важно для детей с задержками в развитии (ЗПР, ЗРР), проблемами обучаемости, нарушением концентрации внимания, нарушениями устной и письменной речи (алалия, заикание, дизартрия, дислексия, дизграфия), нарушениями эмоцинально-волевой сферы, аутизмом, синдромом Дауна.

В этом случае мы говорим, что ухо учится слЫшать.

Наиболее заметные улучшения у детей происходят по следующим показателям:

  • лучшее понимание речи;
  • снижение утомляемости;
  • стабильность эмоционального фона;
  • улучшение качества обучения;
  • повышение эффективности восприятия иностранных языков;
  • улучшение речевых навыков (устной и письменной речи).

К тому же, программа «Томатис» гарантирует долговечные результаты. Это объясняется тем, что эффективность занятий обеспечивается не выработкой условного рефлекса, а восстановлением нейронных связей. Поэтому можно утверждать, что запущенные механизмы развития не только сохраняют результаты, достигнутые в процессе аудиотренировок, но и продолжается их прогресс.

Сама методика проводится на запатентованном и лицензированном в Европе и России приборе Талксап/TalksUp с символом латинской буквы R в кружочке TalksUp®. Это портативная версия Метода Томатис/ MéthodeTomatis®. Пакет Талксап/ TalksUp® включает в себя: 1 электронное Ухо Талксап/ TalksUp® с программой и музыкой, 1 проводные наушники TalksUp® с костной проводимостью (докупить можно и беспроводные), а также зарядное устройство, технологическую инструкцию и 2 сумки для транспортировки. Примерно каждые 2 года проходит модернизация прибора и усовершенствование программ. Современное Электронное Ухо TalksUp® и программы прослушивания разительно отличаются от тех, что были созданы в 90-е годы. Они базируются на современных нейрофизиологических открытиях и технических возможностях. Эти приборы именные - под каждого обученного специалиста.

Во время сеанса можно/рекомендуется: заниматься любой творческой деятельностью, кроме музицирования (рисование, лепка, аппликация, танцы); играть (кроме видеоигр); заниматься спортивными упражнениями.

Во время прослушивания нельзя/не рекомендуется: заниматься тем, что способствует эмоциональным переживаниям (в том числе просмотр мультфильмов, видеоигры); читать; много общаться; быть в шумной или тревожной обстановке; слушать другие источники звука.

Противопоказания

Терапия по методу Альфреда Томатиса противопоказана при следующих состояниях:

  • серьезные отклонения артериального давления от нормы;
  • опухолевые заболевания головного мозга;
  • тяжелые инфекционно-воспалительные процессы;
  • острые формы любой болезни;
  • глубокая недоношенность в сочетании с тяжелым перинатальным анамнезом;
  • отит;
  • наличие кохлеарного имплантата;
  • простуда;
  • кисты головного мозга;
  • эпилепсия.

Других противопоказаний не выявлено. В некоторых случаях после сеанса могут возникать проблемы со сном, аппетитом, поведением, но они исчезают в течение 1-2 недель.

Цели и задачи программы

Цель:

Создание условий для успешного дальнейшего обучения детей дошкольного возраста, через аудистимулирующие тренировки и специально подобранные упражнения на развитие познавательных процессов и мелкой моторики.

Задачи:

  • формирование возможности управления стрессом и эмоциональным состоянием;
  • развитие памяти и концентрации внимания, воображения, мышления;
  • преодоление задержки речевого и психо-речевого развития;
  • профилактика нарушений функционирования речи;
  • повышение уровня самостоятельности.
  • развитие навыков коммуникации и решение поведенческих проблем.

Методы воспитательно-образовательного процесса

Практические методы:

  • метод слуховых тренировок;
  • упражнение - многократное повторение ребенком умственныхили практических действий, заданного содержания;
  • моделирование - создание и использование предметных, предметно-схематических моделей.

Игровые методы:

  • дидактические игры;
  • настольные игры.

Словестные методы:

  • рассказ педагога;
  • объяснения, пояснения, указания;
  • вопросы.

Принципы реализации программы

Дополнительная образовательная программа «Томатис» строится с учетом:

  • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений - как детей, так и взрослых в реализации программы.
  • принципа интегративности всех процессов образовательного пространства - обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, индивидуального и совместного пространства; этот принцип предполагает совместная и созидательная деятельность педагога и ребенка, ребенка и родителей, педагога и родителей;
  • принципа индивидуализации обучения - сохранять и развивать индивидуальность воспитанника, его потенциальные способности, содействовать выполнению упражнений каждым ребенком; улучшать учебную мотивацию и развивать познавательные интересы; формировать личные качества: самостоятельность, трудолюбие, волю;
  • принципа обучения от простого к сложному, когда ребенок самостоятельно сообразно своих способностей, может подняться до «потолка» своих возможностей проводится в игровой форме;
  • принципа деятельности: когда я делаю сам, я получаю опыт и знания;
  • принципа непрерывности: связь между упражнениями, темами, разделами;
  • принципа психологической комфортности: доброжелательная атмосфера;
  • принципа творчества: ситуация успеха, настрой на творческое дело;
  • принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематическом принцип построения образовательного процесса.

 

Ожидаемые результаты

  1. Улучшение речевых навыков.
  2. Повышение уровня самостоятельности.
  3. Развитие навыков коммуникации и решение поведенческих проблем.
  4. Улучшение умственных способностей в целом.

Программа позволяет каждому ребенку лучше воспринимать речь и запоминать полезную информацию, например, у многих из них проявится способности к языкам, они начинают учиться с большим удовольствием, так как учеба дается легче, они чувствуют себя более уверенными, умеют управлять своим голосом, эмоциями. У них быстрее развивается речь, мелкая и крупная моторика, воображение, мышление, память.