Краткое описание Рабочей программы учителя-дефектолога на 2022 - 2023 учебный год. Рабочая программа учителя дефектолога МАДОУ «ДС № 2 «Умка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность учителя-дефектолога образовательного учреждения, основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «ДС № 2 «Умка», Уставом МАДОУ, локальными актами МАДОУ. Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Нормативно-правовой и документальной основой коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с ОВЗ являются: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. - Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.). - Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.). - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ) - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» ( Зарегистрировано в Минюсте РФ 14ноября 2013 г.№30384); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29.12.2010 № 189 (ред. от 29.06.2011) с изменениями и дополнениями. - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.3286-15» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ» от 10.07.2015 №26; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» от10.01.2014г. № 08-5; Рабочая программа составлена с учетом специфических особенностей психического развития ребенка с ЗПР, ведущих мотивов и потребностей детей дошкольного возраста, характера ведущей деятельности, социальной ситуации развития воспитанников. Дети с ЗПР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Коррекционная работа с детьми с ЗПР дошкольного возраста осуществляется в рамках групп общеразвивающей направленности. Цели и задачи коррекционного обучения детей с задержкой психического развития. Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. Задачи: -развивать у детей интерес к окружающему миру, стимулировать развитие познавательной активности; - развивать когнитивные процессы и функции: восприятие, внимание, память, мышление; - развивать элементарную наблюдательность детей, их желание и умение наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире; - учить устанавливать причинно-следственные связи; - развивать сенсорно-перцептивные способности детей; - закреплять умение детей определять пространственное расположение предметов относительно себя, ориентироваться на листе бумаги; - продолжать формировать элементарные математические представления; - развивать мелкую моторику, координацию обеих рук, зрительно-двигательную координацию детей; - повышать речевую активность детей, развивать коммуникативную функцию их речи на занятиях, в играх, в бытовых ситуациях, стимулировать детей к общению с взрослыми и сверстниками; - учить детей элементарным операциям внутреннего программирования с опорой на реальные действия на вербальном и невербальном уровнях; - учить детей элементарному планированию, выполняя какие-либо действия с помощью взрослого и самостоятельно; - обогащать и совершенствовать умения детей играть с предметными и образными игрушками, развивать способность детей брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, закреплять умение детей играть совместно с взрослым и сверстниками в различные игры; - стимулировать развитие эмоционально-волевой сферы детей. Содержание программного материала построено в соответствии с концентрическим принципом. Знакомство детей с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, т.е, содержание одной и той же темы раскрывается в следующей последовательности: предметная, функциональная, и смысловая стороны, сфера отношений, причинно-следственных, временных, и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами, а повторы в работе с детьми позволяют сформировать у них достаточно прочные знания и умения, обеспечивают их применение в разных видах деятельности. |