Решаем вместе
Проблемы с госуслугами, медленный интернет или плохая связь? Напишите об этом — Минцифры поможет с решением
Понедельник, 06 Февраля 23, 00:58
Приветствую Вас, Гость

Краткое описание Рабочей программы воспитания МАДОУ "ДС № 2 "Умка"

на 2022 - 2023 уч.год.

Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Умка» (далее - МАДОУ), реализующего образовательные программы дошкольного образования (далее - Программа воспитания), разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

Работа по воспитанию, формированию и развитию личности воспитанников в МАДОУ предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее - НОО), к реализации Примерной программы воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и размещенной на портале https://fgosreestr.ru.

МАДОУ руководствуется определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее - ООП ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.

В основе процесса воспитания детей в МАДОУ лежат конституционные и национальные ценности российского общества.

Целевые ориентиры - это возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника МАДОУ и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления для разработчиков рабочей программы воспитания.

Основные направления воспитательной работы МАДОУ:

  • Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
  • Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
  • Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
  • Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
  • Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
  • Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Реализация Программы воспитания основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений.

МАДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой ООП ДО, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно ФГОС ДО, реализуются в рамках образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.     Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями.

  1. Цель Программы воспитания

Общая цель воспитания в МАДОУ - личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

  • формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
  • овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
  • приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
    с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми
    в обществе.

Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (1 год - 3 года, 3 года - 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного образования. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.

Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается
на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся
в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».

Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии:

  • развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности;
  • духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;
  • идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания;
  • амплификация (обогащение) развития ребенка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

Программа воспитания руководствуется принципами ООП ДО, определенными ФГОС ДО.

Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе правил и норм поведения, в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

  • принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
  • принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
  • принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре
    и традициях России, включая культурные особенности региона;
  • принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
  • принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
  • принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе МАДОУ, включающих воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.