Решаем вместе
Проблемы с госуслугами, медленный интернет или плохая связь? Напишите об этом — Минцифры поможет с решением
Понедельник, 06 Февраля 23, 00:20
Приветствую Вас, Гость

Краткое описание Рабочей программы педагога-психолога

на 2022 - 2023 учебный год.

Рабочая программа педагога-психолога МАДОУ «ДС № 2 «Умка» (далее - МАДОУ) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения, основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «ДС № 2 «Умка», Уставом МАДОУ, локальными актами МАДОУ.

В требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (п. 3.2. раздела III ФГОС ДО от 17.10.2013г. № 1155) подчеркивается, что для успешной реализации основной образовательной программой дошкольного образования должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование в них положительной самооценки, уверенности в себе;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Одним из приоритетных направлений работы педагога-психолога является развитие социально-личностной, коммуникативной, эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста. Для реализации данного направления педагогом-психологом создана рабочая программа.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности МАДОУ по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога МАДОУ, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МАДОУ.

Продолжительность реализации программы - 1 год, она рассчитана на детей в возрасте от 1,5 до 8 лет.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по следующим формам психологического сопровождения: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности МАДОУ в работе с детьми от 1,5 до 8 лет, родителями воспитанников и педагогами МАДОУ.

Все занятия с детьми построены в игровой форме, которая является ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте. По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он сумеет это сделать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешность ребенка. В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем - эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие не только познавательной сферы, но и эмоциональной и коммуникативной.

Цели и задачи Программы

Педагог-психолог МАДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

Цель программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, творческой самореализации, определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением: познавательное и речевое развитие; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  • Осуществлять охрану и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • Способствовать созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • Предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
  • Оказывать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
  • Обеспечивать психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога МАДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.